 |
Колокола...
Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые,
грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во
все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий,
возвышающий, защищающий человека, его род, его дом.
На протяжении многих веков колокола сопровождали своим
звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая
время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости.
Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении
врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей
и народных героев, звали к единению и соборности.
Откуда пошли, когда появились колокола?
Как они рождаются и сколько живут? Желание узнать это
и многое другое о колоколах и приводит людей в колокольный
музей. Когда имеешь возможность видеть рядом древнекитайский
колокольчик XVI в. до н. э. и русский колокол XVI в.
н. э., итальянский кампан XII в. и корабельную рынду
XX в., буддийский ветровой колокольчик XVII в. и валдайский
ямской начала XIX в., то невольно задумываешься над
тем, что на протяжении многих тысячелетий колокола были
тем немногим, но стабильно необходимым, что связывало
людей разных стран, верований и культур. И при этом
как все вечное и совершенное, кажется, совсем не претерпевали
никаких внешних изменений. Пастуший колокольчик XVI
в. до н. э. из Древнего Китая ничем особым не отличается
от коровьего ботала, сделанного в кузнице Ромкиных в
с.Едрово в 1930 г. Также как и китайский, едровский
колокольчик, сделанный XXXVI столетий спустя, скован
из железа, склепан, а не отлит, имеет глухой, неяркий
голос. Но внешняя непритязательность обоих колокольчиков
компенсируется четко выверенной внутренней сутью предмета—оберега,
отпугивающего все злое. И если Восток считал главной
функцией колокола способность отгонять зло, то Запад
— умение привлекать добро красотой колокольной формы
и голоса.
 |
Предания
утверждают, что христианские колокола родились в Италии
в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время
назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были
св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся
ему в видении как голос неба. Металлические "цветки"
стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой,
при дуновении ветерка.
С появлением церковных колоколов в
Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся
колокола, которая вместе с самими колоколами пришла
на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился
особый, русский, звон в языки.
Впрочем, Византия, давая Руси православие,
завещала не пользоваться колоколами, а звонить в било.
Какое оно, византийское било, большое новгородское монастырское
било и било гражданское, в чем его принципиальное отличие
от колокола и в чем схожесть с ним можно узнать в колокольном
музее. Так же как и увидеть самый первый русской работы
колокол псковских мастеров Т.Андреева и П.Григорьева
1536 г.. Немецкие колокола 1636 и 1648 гг., шведские
трофейные колокола 1680 и 1692 гг., колокола русского
царя Алексея Михайловича и шведского короля Карла
 |
XI, колокола, отлитые в XIX в. в Ярославле,
Петербурге, Устюжне, Вятке, Валдае, отливки XX в.
для церквей, железных дорог, кораблей, ямские, настольные,
подарочные, ботала на шею скоту и дверные колокольчики—звонки
— все это экспонаты музея колоколов. Особенность его
состоит в том, что эти экспонаты можно не только смотреть,
но и слушать. Размещенные на трех звонницах колокола
дают возможность не только услышать колокольный звон
в исполнении музейных сотрудников, увидеть его технику
и звонарные приемы, но и попробовать позвонить самому
посетителю. И оживут легенды, и пронзят ваше тело
и душу ни с чем не сравнимые звуки, незримо связывающие
Небо и землю, Господа и человека: вы поймете, что
колокол — голос Неба. Почему европейские колокола
поют, а русские говорят, что такое малиновый звон
и кто он — мастер малинового звона Йо Хаазен, что
общего между баньчжуном, "ямской гармонью"
и карильоном, как звучала русская дорога полтора века
назад и жив ли новгородский вечевой колокол — обо
всем этом вы узнаете в Музее колоколов. В музее представлены
материалы по истории колоколоведения, сегодняшнему
состоянию колокольного ремесла и звонарного искусства.
Здесь можно узнать о крупнейших исследователях и коллекционерах,
заводах—производителях колоколов и мастерах, делающих
колокольные сувениры для музея.
Экспозиция музея колоколов открыта
в июне 1995 г. и размещается в архитектурном памятнике
XVIII столетия путевой дворцовой церкви во имя Великомученицы
Святой Екатерины, построенной по проекту Н.А.Львова
для императрицы Екатерины II (ул. Труда, д.2а).
Заказ экскурсий
в Музее колоколов по:
тел./факс. 8 (81666) 2-61-71; 2-04-97; 2-03-78.
Цены
на экскурсионное обслуживание.
Музей работает с 10 до
18 часов, выходной — вторник.Тел.8 (81666) 2-04-97
Сайт
о Музее колоколов.
|