|
История
города — это события, в нем происходившие, обычаи, праздники
и будни, единые для всех.
История города — это улицы, храмы,
мастерские и магазины, в нем возведенные. История города
— это люди, жившие в нем и одарившие его светлыми своими
именами. Валдай — маленький уездный городок, каких,
казалось бы, много на просторах России. Его собирательный
образ складывается из множества различных людских лиц,
причесок, костюмов, привычек и столь же разных фасадов
домов и наполняющих эти дома мебели, посуды, семейных
портретов — и разных и типичных одновременно для всей
провинциальной России. Мы и хотели показать мир русской
провинции, некий уездный город N, но через конкретные
судьбы, конкретные вещи, конкретные события конкретного
города, вставшего на середине столичного тракта и соединившего
в себе уездную тишину, патриархальность жизненного уклада
и одновременно внутреннюю подвижность, гибкость, умение
совместить традиционное с новым.
Проезжая по провинции, а вернее въезжая
в город N, путешественник (в т.ч. тот, что путешествует
сквозь века, в минувшее)стремиться увидеть в первую
очередь достопримечательности. В связи с этим вспомним
Н.В.Гоголя: "Достопримечательности не в архитектурных
строениях и древностях, но в людях. Клянусь, человек
стоит того, чтобы его рассматривали с большим любопытством,
нежели фабрику и развалину. Попробуйте только на него
взглянуть, вооружась одной вашей истинно братской любовью
к нему, и вы уже от него не оторветесь — так он станет
для вас занимателен".
Самоценность каждого человека — отличительная черта
русской провинциальной жизни. Именно поэтому в нашем
музее столько разных лиц, столько портретов — одиночных,
парных, групповых... Не безымянный типаж (хоть и типаж
очень яркий), а конкретные люди с конкретными именами.
В провинции все настолько семейственно, настолько тесно
взаимосвязано и открыто откровенно, что все жители знали
друг друга в лицо и по имени — отчеству.
Лица, лица, лица — один общий семейный
альбом Валдая. Кстати, в провинции самые дорогие снимки
хранили не в альбоме, а на стенах жилища. Деды, родители,
крестные и просто знакомые люди жили в доме, даже если
их давно не было в живых, они составляли суть дома,
крепость рода, приоритет семьи — понятие, веками державшее
основательность, прочность провинциальных устоев.
|
Нам хочется, чтобы пройдя
по залам музея, вы узнали на старых снимках знакомые
черты и имена, а потом заглянули в старинное театральное
зеркало в третьем зале, всмотрелись в свое отражение
и постарались понять, а похожи ли вы на них?
Хронологические рамки музейного показа замыкаются, в
основном, II половиной XVIII - началом XX вв. Именно
в это время Валдай был уездным городом и именно в связи
с этим периодом можно говорить об особом понятии мира
русской провинции.
В музее пять залов, весьма отличающихся
друг от друга. В первом зале представлены древности
валдайские, так или иначе объясняющие само понятие Валдай,
материалы по истории Иверского монастыря, градоустройство
Валдая XVIII в., Московско-Петербургская дорога и Валдай
в связи с нею, путешествия и путешественники, постоялые
дворы и ямщики, а также дорога железная и изменение
жизненного уклада в связи с ее сооружением. Второй зал
— зал ремесла. Лицо города создают мастеровые люди —
каменщики,
плотники, кирпичники и пр. Гордость ремесленного Валдая
— колокололитейщики, кузнецы, колесники, бараночницы,
мыловары. Универсальность мастерства — особенность провинции,
поэтому не удивительно, что А.Я.Левихин был брандмейстером,
фотографом и владельцем типографии.
Ремесло было семейным занятием. Известны
династии колокололитейщиков Смирновых, Стуколкиных,
Усачевых; гармонных мастеров Удаловых. Сын иконописца
А.П.Цветаева Григорий, был известным позолотчиком, а
дочь Татьяна талантливой портнихой.
Третий зал — зал казенных учреждений
и общественных организаций, большинство которых размещалось,
именно в этом здании: уездный съезд мировых судей, дворянская
опека, воинское присутствие, попечение об учащихся и
учителях и др. В зале мемориальные вещи из земства и
вольного пожарного общества, театра и аптеки, школ города.
Материалы зала рассказывают об особой роли русской интеллигенции
в духовной жизни общества.
|
Четвертый зал –
зал валдайских семей, наполнен мемориальными вещами
и интерьерными выгородками с семейными реликвиями П.Н.
и М.Е.Богдановых, В.В.Быстровой, П.Ф.Прилежаева, М.П.Никольского,
Р.Рорбека, П.П.Ротса и др.
Пятый зал посвящен дачникам валдайским:
писателю В.С.Соловьеву, ведущему публицисту газеты "Новое
время", М.О.Меньшикову, профессору политэкономии
П.И.Георгиевскому, духовному писателю С.А.Нилусу, художнику,
археологу, философу Н.К.Рериху, генералу В.А. Косаговскому
и др. Валдай дал им духовную, творческую силу, дарил
сюжеты, делал их частью своего бытия и истории. Да и
само понятие "дачники" — неотъемлимая черта
жизни русской провинции. Какая она? Ушел ли от нас ее
особый мир? Чтобы понять это, надо не спеша пройтись
по залам Музея уездного города и вспомнить все о себе
самих, и предках своих, и их соседях, людях именитых
и тихих обывателях, о святынях, которым поклонялись
и милых безделушках, которые составляли бытовой уклад
провинциала, о старых названиях улиц и облике храмов,
домов, парков.
Остановилось время на всех старинных
музейных часах: здесь нет суеты и спешки. Время остановилось
в Прошлом и у вас есть счастливая возможность оказаться
в том времени, в уездном городе N, для того, чтобы понять,
что традиционная Россия и есть провинция.
Заказ
экскурсий в Музеe уездного города по:
тел./факс. 8 (81666) 2-61-71; 2-04-97; 2-03-78.
Цены
на экскурсионное обслуживание.
Музей находится по
адресу: г. Валдай, ул. Луначарского, д.7.
тел.:8 (81666) 2-03-78, 2-03-89, 2-61-71
Часы работы: с 10 до 18, выходной понедельник.
E-mail: valdmuz@novgorod.net |